Михаил КЛИКИН
 главная    гостевая книга

 
 

писателям - всё о писательстве

 
  официальный сайт  
     

подпишитесь на новости сайта   
 
 

Нет же, я не собираюсь никого учить писательству. Учителей хватает и без меня. Да и чему хорошему я могу научить?
В этом разделе сайта я решил выложить информацию, которая, я надеюсь, пригодится многим литераторам, как начинающим, так и профессиональным.

И огромное спасибо всем, кто помог мне в поиске материалов.


Вы - начинающий автор?
ПРОЧТИТЕ:
  • F.A.Q. - ответы на наиболее распространенные вопросы начинающих авторов
  • Как напечататься в журнале
  • О писательских гонорарах
  • Н.Науменко: некоторые советы начинающим авторам
  • Мастер-класс Л.Жуховицкого
  • Воратха "Стилистика начинающего автора"




    технология рассказа

    Михаил Веллер "Технология рассказа"
    "Распространенное заблуждение "не важно, как писать, важно что", происходит от непонимания художественности литературы, от непонимания единства содержания и формы, в которой содержание реализуется, происходит от литературного невежества..."
    Бабель "Работа над рассказом"
    "Когда я начинал работать, писать рассказы, я, бывало, на две-три страницы нанижу в рассказе сколько полагается слов, но не дам им достаточно воздуха. Я прочитывал слова вслух, старался, чтобы ритм был строго соблюден, и вместе с тем так уплотнял свой рассказ, что нельзя было перевести дыхания..."
    Уильям Сомерсет Моэм "Искусство рассказа"

    Сергей Серегин "Что такое рассказ?"
    "В пространстве рассказа, как правило, существует один главный герой. Иногда их бывает два. И очень редко - несколько. То есть второстепенных персонажей, в принципе, может быть довольно много, но они - сугубо функциональны..."

    авторы для авторов

    Рэй Брэдбери "Радость писать"
    "Как давно написали вы рассказ, где проявляются ваша искренняя любовь или подлинная ненависть? Когда в последний раз вы набрались смелости и выпустили на страницы своей рукописи хищного зверя? Что в вашей жизни лучшее и что худшее, и когда наконец вы то и другое прокричите или прошепчете?.."
    Николай Басов "Творческое саморазвитие"
    "Главная трудность заключалась в том, чтобы соединить учебник креативного письма, собственно методический материал самоучителя литературного ремесла с психологической, как теперь принято обозначать, селф-хелпной задачей - основным направлением развития моих построений..."
    Стругацкие – начинающим писателям и мыслителям

    Чак Паланик "13 писательских советов"
    "...когда вам не хочется писать, заведите таймер на час (или полчаса) и садитесь писать, до тех пор, пока не сработает таймер. Если вы все еще не хотите писать – вы свободны на час. Но обычно к тому моменту как зазвонит таймер, вы уже так увлечены работой, так наслаждаетесь этим делом, что вряд ли оторветесь..."

    учебники

    Голуб И.Б. "Стилистика русского языка"
    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    Розенталь-98 - учитесь грамоте

    инструменты

    Генератор имен собственных

    Генератор английских имен

    Универсальный генератор имен

    Подбор рифмы он-лайн

    "Rhymes" - подбор рифм, синонимов и антонимов

    "HeadLiner" - создание заголовков, эпиграфов, слоганов, метафор и пр.

    "Свежий взгляд" - программа отыскивает в тексте места, подозрительные на предмет одной из самых распространенных стилистических погрешностей - паронимии, или "нечаянной тавтологии".

    Г.Альтов: Регистр фантастических идей и ситуаций

    Новый регистр фантастических идей

    Атрибутор: он-лайновый лингвоанализатор

    сетература

    Портал "Проза.ру"
    Наверное, самый популярный ресурс в рунете среди подобных. Публикация свободная, требуется регистрация. Форумы, чаты, литература и графомания, критика и критиканство - на любой вкус и безвкусицу.
    "Самиздат"
    Публикация свободная, требуется регистрация. Этот сайт, как мне показалось, особо любим фантастами.
    "Литсовет", издательская система
    Публикация свободная, требуется регистрация. Форум, клуб рецензентов, обзоры, книжный магазин.
    "Youngblood"
    Новый развивающийся ресурс. Спешите стать старожилами! :)
    "Сетевая словесность"
    Цитата с сайта: Тексты, рассылаемые одновременно в несколько интернет-изданий, редакция не рассматривает. При отборе материалов для публикации предпочтение отдается ранее не опубликованным в интернете текстам. Убедительно просим авторов предупреждать редакцию о наличии таковых публикаций!..
    "Графоман", веб-издательство
    Творения принимают по электронной почте, выставляют только понравившиеся работы.
    "Снежный ком", альманах
    Весьма симпатичный сайт.
    "Литературное кафе"
    Тексты принимаются электронной почтой, произведения публикуются выборочно и не редактируются.
    "ИнтерЛит", международный литературный клуб
    Поэзия, проза, форум. Отбор произведений и решение о форме и сроках их использования — прерогатива авторов сайта.
    "Гулькин парнас", литературная корчма
    Цитата: Стать завсегдатаем сайта может каждый, чьи рукописи стоят того, чтобы принимать их на веру. Критериев отбора два: положительный и отрицательный...
    "Периферия", литературный журнал
    Проза, поэзия, концептуальные тексты.

  • Как писать книги  ::   Технология рассказа  ::   Правила хорошего текста  ::   Урок для начинающих авторов  ::   Классики учат  ::   Авторы для авторов  ::   Разговоры  ::   Учебники  ::   Писательская кухня  ::   Издательское закулисье  ::   Куда отправить рукопись  ::   Дурной пример  ::   Сетература  ::   Инструменты  ::   Словари/энциклопедии

    как писать книги

    Юрий Никитин "Как стать писателем"
    "Да, научить писать можно любого. Каждого! Как каждого можно сделать мастером спорта, научить играть на скрипке или рояле. Конечно, не все мастера спорта - чемпионы или рекордсмены, не все скрипачи - Паганини, но ведь и не все писатели... э-э... Шекспиры?.."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    Стивен Кинг "Как писать книги"
    "Книга эта короткая, потому что почти все книги о писательстве набиты враньем. Авторы беллетристики (я говорю и о присутствующих) не очень понимают, что они делают и почему получается книга иногда хорошая, а иногда плохая. И я думаю, что чем короче книга, тем меньше вранья..."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    Джеймс Н. Фрэй "Как написать гениальный роман"
    "Если хотите писать, как Вирджиния Вулф или Джеймс Джойс, и работать в экспериментальном, символическом, философском или психологическом ключе, исключающем возможность создания драматического произведения, то эта книга не для вас... Перед вами — руководство по созданию драматического произведения. Эта книга ни на что больше не претендует..."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    Джеймс Н. Фрэй "Как написать гениальный роман-2"
    "Эта книга рассказывает, как сделать персонажи не только живыми, но и запоминающимися... как сделать повествование более напряженным и захватывающим... и, самое главное, как писать страстно и увлеченно..."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    Найджел Воттс "Как написать повесть"
    "Не существует такого тапа людей, как "писатель". Если боишься, что нет у тебя чего-то, что есть у других писателей, особенно у тех, кем восхищаешься – успокойся. Для того, чтобы быть писателем, нужно только одно: быть человеком..."
    Мастер-класс Леонида Жуховицкого
    "Не важно, начинаете вы роман, заканчиваете рассказ, задумываете пьесу, творите в муках любовное письмо - вы все равно в какой-то мере писатель. И вечные законы литературы висят над вами, как дорожные знаки, которые лучше все-таки знать. Впрочем, полезны они не только пишущему..."
    Колин Уилсон "Мастерство романа"
    "Если писатель сидит, уставившись в пустой лист чистой бумаги, то это совсем не означает, что ему нечего сказать. Проблема, как правило, в обратном. Внутри него самого уже заключено столько всего, требующего выйти наружу, что он начинает думать не иначе как об автобиографическом романе размером с «Войну и мир»... Проблема подобного рода писателя заключается в том, что он не в состоянии... задавать себе правильные вопросы. "
    Александр Митта "Кино между адом и раем"
    "Немногие люди обладают талантом рассказчика историй. Толстой и Шекспир оба обладали этим даром. Но для Толстого сочинить историю значило сделать только первый шаг. Романы Толстого — это созданные одним человеком кинофильмы, где точнейшим образом описан каждый кадр..."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    Роберт Хайнлайн "Как стать фантастом"
    "...пять правил писательского успеха: Первое: Вы должны писать. Второе: Вы должны заканчивать написанное. Третье: Вы должны воздерживаться от переделки, кроме случаев, когда на изменениях настаивает редактор. Четвертое: Вы должны выйти с вашим произведением на рынок. Пятое: Вы должны держать его на рынке, пока его не купят..."
    Аллен Гатри "Все вместе на прополку плеоназмов!" - набор литературных советов
    "Персонажи, которые много улыбаются и ухмыляются, кажутся читателю законченными идиотами. Также не давайте им вздыхать и пожимать плечами. От удаления всех улыбок, вздохов и пожиманий плечами рукопись практически всегда выигрывает..."
    Игорь Гетманский "Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера Слова"
    "По своей сути "Азбука литературного творчества" - практическое руководство начинающего литератора... "Азбука" заставляет думать, развивает авторскую самостоятельность. Из нее вы узнаете о творческом инструментарии писателя и журналиста; о том, как работать над произведением, с чего, например, начать, как продолжить; что для литератора в работе непреложно, а чем можно и пренебречь; о приемах усиления образности и выразительности речи; о том, как относиться к критике, и многое другое..."
    Михаил Ахманов "Не боги горшки обжигают, или пособие для начинающего литератора"
    "...вы должны писать регулярно, а лучше - постоянно. Регулярность означает, что дважды или трижды в год вы отдаетесь на месяц-другой своим нездоровым страстям и творите очередной шедевр; постоянство - что вы работаете каждый день от четырех до десяти часов. ..."
    Рой Питер Кларк "50 приемов письма"
    "Используйте сильные глаголы; Осторожно с наречиями; Точка как сигнал остановки; Позвольте словам работать в полную силу..."
    Олег Толченов "Тайны сценарного мастерства"
    "Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной..."
    Джим Батчер "Писательское ремесло" NEW!
    "Писательское ремесло, писательские приемы, структура рассказа. Все это – разные имена, которые означают одно и то же (по крайней мере, в рамках этих статей). Они описывают практику к любой истории подходить с четко определенной целью и планом сделать повествование столь затягивающим и увлекательным, насколько это вообще возможно..."
    Голдырев Игорь "Курс молодого бойца или Как стать крутым писателем"
    "Не бойтесь выкидывать целые абзацы, не тряситесь над каждым оборотом, который считаете удачным, и не пытайтесь, во что бы то ни стало втиснуть его в текст. Если фраза не вписывается в образ, мешает сюжету, пусть даже она содержит глубокую мысль — выкиньте ее..."

    урок для начинающего автора

    Воратха "Стилистика начинающего автора"
    "А вот другая распространенная ошибка - избыточность. Многословность, велеречивость. Обычно речевая избыточность происходит от некоей авторской жадности, стремления огорошить аудиторию своим знанием жизни, словарным запасом. На голову бедного читателя вываливается сразу все: "Люди шли быстро и торопливо, передвигаясь бегом вприпрыжку". Зачем?.."
    Алексей Корепанов "Винегрет для начинающих"
    "Думаю, не открою начинающим Америку, если скажу, что художественное (в том числе и фантастическое) произведение – это своего рода триада, единство трех составляющих: идеи, сюжета и языка (возможно, сюда нужно добавить и стиль?)"
    Ольга Громыко "Звездолет своими руками. Самоучитель по написанию фантастики"
    "Итак, вы решили стать писателем. Похвально. Да не просто знаменитым Акыном, о котором все слышали, но никто не видел, а Великим Фантастом. Похвально вдвойне, ибо наглость – второе счастье.
    Что для этого надо?.."
    Александр Левитас "Ошибки словоупотребления"
    "Многословием (плеоназмом) называется ошибка, при которой в предложении используются слова, повторяющие смысл других слов и потому излишние. Например, если в сводке новостей звучат слова "незаконное бандформирование" - это яркий пример многословия, так как нет смысла подчёркивать незаконность "бандформирования"

    издательское закулисье

    О писательских гонорарах
    "Авторские отчисления обычно составляют 6-12% от суммарной стоимости тиража. В договоре, в пункте о выплате авторского вознаграждения, этот процент может быть прописан прямо, либо же там может быть указана некая денежная сумма - если вы ее пересчитаете, то должны опять же выйти на те же самые 6-12% от стоимости тиража..."
    Н.Науменко: некоторые советы начинающим авторам, как сделать, чтобы твою рукопись рассмотрели
    "...самая употребимая рекомендация молодым авторам: "сократите ваше произведение на треть"... Это не всегда возможно, но практика показала, что такая операция - сократить произведение - действительно идет тексту на пользу..."
    Николай Басов о литагентах

    В.Пузий "Взаимодействие автора с редактором"

    Интервью с И.Гетманским

    Интервью с Алексеем Корепановым (журнал "Порог")

    Михаил Метс "Как напечататься"

    Хокан Лондо "Иррациональная тяга к бумаге"

    "Десять шагов к издательству"

    "Я наваял нетленку - что дальше?"

    Круглый стол журнала "Если": издатели и молодые писатели

    Л.Шкурович: авторам надо учиться

    дурной пример

    Ошибки начинающего сценариста

    Справочник юного графомана, или Turkey City Lexicon

    И.Варшавский "Назидание для писателей-фантастов всех времен и народов"

    А. Сапковский "Пособие для начинающих авторов фэнтези"

    Марк Твен. Литературные грехи Фенимора Купера
    Алексей Свиридов. Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле "фэнтези"

    Леонид Каганов. Как назвать свою книгу?

    Алексей Калугин. Что написано пером

    Валерия Ноздрина. Типичные ошибки начинающих

    Генератор фэнтези

    Работающий Генератор фэнтези

    правила хорошего текста

    Нора Галь "Слово живое и мертвое"
    "Не всякий пишущий способен глаголом жечь сердца людей. Но, казалось бы, всякий писатель к этому стремится. А для этого глагол - то есть слово - должен быть жарким, живым.
    Быть может, самое действенное, самое взволнованное слово в нашем языке - как раз глагол. Быть может, не случайно так называется самая живая часть нашей речи..."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить - изд.2
    Уильям Сомерсет Моэм "Искусство слова"
    К. Лебедев "Каков слог, таков и монолог"
    "В ней (в статье) перечисляются упражнения, с помощью которых тренировались и набивали себе руку знаменитости разных эпох. Прибегая к их советам и регулярно тренируясь, можно стать с ними вровень и, быть может, превзойти их...."
    И. Викентьев "Правила хорошего текста"
    "Если Автору нужно "удивить известным" (коллеги согласятся, что чаще всего рекламистам приходится работать именно с известными Т/У), отстроить Читателя от стереотипов, применяется подприем "оттяжка": внимание Читателя намеренно "уводится" в противоположную сторону, после чего - на контрасте и внезапно(!) - дается тезис..."

    писательская кухня

    Ян Парандовский "Алхимия слова" (фрагменты)
    "Одиночество — мать совершенства. Это оно бодрствовало над терцинами "Божественной комедии" и за одну ночь породило "Импровизацию". Это ему, одиночеству, обязан Гораций блестящей шлифовкой своей строфы, а Гете — видениями второй части "Фауста"..."
    Натали Гольдбеpг "Как надо писать. Несколько правил."
    "1) Пусть рука не останавливается. Если вы сели за письменный стол, не имеет значения - на десять минут или на час, не останавливайтесь. Если через восемь минут к вашим ногам шлепнется бомба, а вы планировали творить десять минут, не обращайте на нее внимания. Пишите - и все!.."
    Паустовский "Золотая роза" (отрывки)
    "…почти все писатели составляют планы своих будущих вещей. Некоторые разрабатывают их подробно и точно. Другие - очень приблизительно. Но есть писатели, у которых план состоит всего из нескольких слов, как будто не имеющих между собой никакой связи."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить - изд.2
    "Молодой писатель", М.Веллер

    Р. Желязны: Создание научно-фантастических романов.
    "Я решил иметь полное представление о герое, но отмечать только три черты. Затем прекратить описание и продолжать рассказ. Если четвертая характеристика проглатывается легко, прекрасно. Но оставить ее в начальном состоянии. Не более. Поверьте, что остальные особенности будут появляться по мере надобности..."
    Сложная поза беллетриста, Н.Климонтович

    Рэнди Ингермансон "Метод снежинки" - как писать бестселлеры
    "Я неоднократно слышал жалобы писателей по поводу трудностей написания первого черновика. Все они, без исключения, сидят и думают: «Я не знаю, о чем писать дальше!» Жизнь слишком коротка, чтобы писать таким образом! Нет никакой причины тратить на первый черновик 500 часов рабочего времени, если вы можете сделать его за 150 часов..."
    Василий Купцов: Шпаргалка для писателя

    Генри Миллер "Размышления о писательстве"

    Генри Миллер "Cочинительство"

    Роберт Макки "История на миллион долларов" - мастер-класс для сценаристов, писателей и не только.
    "...когда конфликт отсутствует, сценаристу приходится заниматься «вытиранием пыли». В XIX веке многие драматурги решали вопрос экспозиции следующим образом: занавес открывается, и на сцене зрители видят декорации гостиной. Входят две служанки: одна из них работает в этом доме последние тридцать лет, а другую — молодую горничную — наняли на работу только утром. Та, что постарше, поворачивается к девушке и говорит: «Ты же ничего не знаешь о докторе Джонсоне и его близких, верно? Что ж, давай я тебе расскажу...» И, вытирая пыль с мебели, она рассказывает всю историю жизни этой семьи и дает характеристики ее членам. Это и есть «вытирание пыли», или немотивированная экспозиция..."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить

    классики учат

    Максим Горький "Письма начинающим литераторам"
    "Начинать рассказ разговорной фразой можно только тогда, когда у литератора есть фраза, способная своей оригинальностью, необычностью тотчас же приковать внимание читателя к рассказу."
    Советы от бывалых: афоризмы, цитаты

    А.Толстой: о творчестве и литературе
    "Писать роман - это значит жить среди людей (ваших персонажей), следить за их поступками, подталкивать их, когда нужно, на известные деяния, страдать вместе с ними (у Флобера был припадок рвоты, когда отравилась мадам Бовари), слабыми руководить, вместе с сильными (часто бывает, что герои перерастают самого писателя) всходить на самому тебе неведомые высоты или лететь в бездну вместе с тобою созданным призраком. Такой роман - органический."
    Вересаев В.В. "Что нужно для того, чтобы быть писателем?"
    "...основное требование к художнику, главнейшее предусловие его оригинальности и нужности, это - быть самим собою... это действительно самый правильный и верный путь для писателя вообще..."
    Варгас Льоса "Письма молодому романисту" (отр.)
    "Не имеет никакого значения, правилен стиль или нет, важно, чтобы он функционировал, выполнял свою задачу - вдохнул иллюзию жизни, или правды, в рассказываемые истории... Сама по себе стилистическая правильность не гарантирует художественной удачи..."

    » О книге подробней: обложка, отрывки, отзывы; купить
    Максим Горький "Как я учился писать"
    "...Я начинал рассказы какими-то поющими фразами, например, так: «Лучи луны прошли сквозь ветви кизиля и цепкие кусты держидерева», и потом, в печати, мне было стыдно убедиться, что «лучи луны» читаются, как лучины, а «прошли» — не то слово, какое следовало поставить..."

    куда отправить рукопись

    Как напечататься в журнале
    "Чем меньше произведение, тем больше шансов у него быть напечатанным. Возможно, кому-то это покажется странным. В действительности, все вполне логично. Чем меньше произведение, тем меньше времени понадобится и без того загруженному делами редактору, чтобы его прочесть... Если же рассказ короткий, то у него есть шанс стать "довеском" к более объемному произведению более известного автора..."
    М. Гальцов. "Я написал рассказ. Что делать?"

    Много разых журналов
    Л.Подистова "На абродаж" - куда пристроить рукопись
    "Помните о том, что люди, которым приходится ежедневно прочитывать большие массивы самых разнообразных текстов, обычно не вчитываются в них глубоко. Для того, чтобы на вас обратили внимание, нужно, чтобы уже в самом начале вашего произведения было нечто небанальное, запоминающееся, завлекательное..."
    Адреса журналов, печатающих фантастику

    Адреса изданий, печатающих фантастику

    Сайты издательств

    разное

    Святослав Логинов. О графах и графоманах или Почему я не люблю Льва Толстого

    Святослав Логинов. Какой ужас!

    Сергей Лукьяненко "Апостолы инструмента" (о сетературе)

    Уильям Сомерсет Моэм "Упадок и разрушение детектива"

    Николай Басов о книжных сериалах
    Г.Л. Олди "10 искушений юного публиканта", ч.1
    Г.Л. Олди "10 искушений юного публиканта", ч.2

    Кэролл Отоленги - Барга: Почему писателю нужно заниматься журналистикой

    Защита авторских прав

    разговоры

    Интервью: Лукьяненко, Науменко, Синицын

    Интервью: Борис Акунин

    Фантасты Олди: "Сюжеты для своих книг берем из жизни"

    Алексей Лукьянов. Мне бы молот — я любого в своего перекую...
    Интервью: Ник Перумов

    Интервью: Евгений Прошкин

    Интервью: Юрий Бурносов

    Интервью: Алексей Корепанов

    словари/справочники/энциклопедии

    Словари, энцикл. на "академке"

    Яндекс.Словари

    Словарь сокращений русского языка

    Энциклопедии "Рубрикон"
    Портал "Грамота.ru"

    Википедия - свободная энциклопедия

    Медицинская энциклопедия

    Религиозный словарь






    » Живой Журнал

    » Об авторе
    » Библиография
    » Интервью
    » Рецензии
    » Галерея
    » Форум
    » Чат
    » ДеГенераторы
    » Я в контакте

    Мини-сайты книг:
    демоны рая три легенды идеальный враг один страж могил


    klikin@yandex.ru

    ВСЁ, что ВЫ хотели ЗНАТЬ о ПИСАТЕЛЬСТВЕ
    полный список книг

    Книги как стать писателем, учебники для писателя, пособия молодому писателю, как писать книги

    Р. Макки "История на миллион долларов" Льоса Варгас "Письма молодому романисту" Михаил Веллер "Слово и профессия" Михаил Веллер "Слово и судьба" Александр Смит "52 способа написать бестселлер. Как стать известным писателем" Юрий Никитин "Как стать писателем" Паустовский Константин "Золотая роза" (ЭКСМО) Паустовский Константин "Золотая роза" (ИД Мещерякова) Джеймс Фрэй "Как написать гениальный роман" Джеймс Фрэй "Как написать гениальный роман - 2" Джеймс Фрэй "Как написать гениальный детектив" Александр Митта "Кино между адом и раем" (АСТ) Александр Митта "Кино между адом и раем" (Зебра) Нора Галь "Слово живое и мертвое" (София) Нора Галь "Слово живое и мертвое" (Время) Жан-Поль Сартр "Слова" Ирина Черепанова "Дом Колдуньи. Язык творческого Бессознательного" Александр Пронин "Как написать хороший сценарий" Стивен Кинг "Как писать книги" Ирина Голуб "Стилистика русского языка" Николай Басов "Творческое саморазвитие, или Как написать роман" Джулия Кэмерон "Путь художника. Ваша творческая мастерская" Джулия Кэмерон "Путь художника"

    ВСЁ, что ВЫ хотели ЗНАТЬ о ПИСАТЕЛЬСТВЕ
    полный список книг

     
    Читателям Писателям Издателям Игроделам Кино
      © Михаил Кликин В оформлении сайта использованы работы художника К. Правицкого